Еще столетие назад стандарты чистоплотности заметно отличались от современных. Например, в XIX веке гигиена волос и вовсе не предполагала контакта с водой: мытье головы считалось опасным занятием, ведущем к мигрени, зубной боли и смертельным заболеваниям. Женские справочники того времени советовали чистить волосы бензиновыми, ртутными и спиртовыми растворами, и только в начале XX века появилась первая «шампуневая микстура» от Watkins, мыльная душистая эссенция.
До открытия первых парикмахерских существовали и весьма любопытные рекомендации по организации убранства головы: «Советуем избрать прическу, которая более всего идет к лицу, и не уклоняться от нея ни в каких больших оказиях, и надо стараться сохранять всегда свою вседневную физиономию».
В начале XX века торжественно возникли дамские парикмахерские, где благовоспитанные леди могли «подправить» свою прическу без ущерба репутации, ведь появление одинокой женщины в публичных местах в то время вызывало подозрение. Первый салон был открыт в Лондоне в 1876 году, и с тех пор эти «заведения по улучшению внешности» размножились по всей Европе и проникли на западные земли. Цены на работы цирюльников взлетели, а изысканно обставленные салоны заманивали клиенток обещаниями новой жизни.
Со временем модернистские концепции стали проникать в декоративное оформление салонов красоты: в моду вошла функциональная, дорогая эстетика. Салоны 30-40-х годов описываются как «памятники дивной новой эпохи потребления», а внедрение электрических сушилок и щипцов для завивки волос только подогревало растущий интерес к индустрии «механической красоты».
Используя достижения передовых технологий, парикмахерские стали приспосабливатьс
В погоне за молодостью женщины «останавливали» время, натягивая резиновые маски для разглаживания малейших складочек. Желающим обзавестись здоровым цветом лица предлагалась «альпийская маска», которая якобы гарантировала образование эффекта горного воздуха за счет снижения атмосферного давления вокруг головы. Макс Фактор побил рекорд косметической глупости, в 1930 г. изобретя устройство, корректирующее нанесение макияжа и измеряющее правильность черт лица. На фоне этого абсурдного изделия «маска от метели», передвижная сауна и шапочка для душа выглядят совсем безобидно.
Несмотря на курьезные случаи в области косметологии, парикмахерские стали приобретать вид клинических лабораторий, а их рациональное оформление намекало на формирование современной эстетики, развитие науки и техники. Порой наивными способами общество стремилось избавиться от старомодной утонченности, а широкое распространение салонов красоты сопутствовало женской эмансипации. К тому же, создавая лаконичные и функциональные интерьеры, учредители привлекали людей, интересующихся модой и чувствующих ее. Со временем, дамские салоны стали чем-то большим, чем просто место, где можно постричься.